КАК КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ САМОВАРЫ
Прежде чем собирать коллекцию, нужно определиться, что вы хотите получить в итоге.
Главное - поставить себе определенные рамки, так как собирать все подряд - и неразумно,
и невозможно.
К сожалению, среди собирателей русских самоваров очень мало тех,
кто подходит к своему собранию с научной, музейной точки зрения,
кто рассматривает самовар, прежде всего, как историческую ценность,
как уцелевшее свидетельство определенной эпохи.
Согласно «музейной» концепции, экспонат должен быть максимально приближен к
первоначальному виду, не испорчен непрофессиональными реставраторами,
по возможности сохранять так называемые «следы бытования» (нагар, накипь,
патина, загрязнения и т.д.). Предмет должен остаться в таком виде,
в котором он пришел к владельцу. Реставрация и реконструкция могут быть
только исторически обоснованными, адекватно восполняющими первоначальный
вид предмета. При подобном подходе к составлению коллекции должны учитываться
все мелочи: родные ли деревяшки на хватках и ручках, того ли периода малинки
на крышке, такая ли резьба, соответствует ли подобранный верток, не только
фасону самовара, но и конкретной фабрике, и т.д. Научный подход предполагает
также обмен опытом, взаимопомощь и взаимосотрудничество, популяризацию и
организацию выставок, семинаров и коллоквиумов. К сожалению, с этим у нас
в стране дела пока обстоят хуже всего - возможно, не пришло еще время.
У большинства непрофессиональных «собирателей» коллекция представляет собой
разнородный набор предметов, испытавших на себе все приемы самодеятельных
реставраторов: полировку, дополнение и замену деталей без учета исторической
достоверности, особенностей производства определенной местности или фабрики,
и т.д. Цена подобных самоваров невелика - она может оказаться даже ниже,
чем цена того же самовара до подобной переделки. Коллекция, в которую входят
такие самовары, не представляет необходимой культурной и исторической ценности.
Однако вполне интересна может быть, например, коллекция, в которую входят только
адекватно восстановленные, отполированные, полностью функционирующие самовары.
Например, в России есть как минимум три человека, которые коллекционируют
исключительно самоварные вертки с конусами, причем в этих коллекциях встречается
около 400 уникальных экземпляров. Подход в чем-то варварский, поскольку нарушается
целостность изначального предмета, но вместе с тем это именно коллекция, имеющая
определенную ценность.
Во многих «самоварных» собраниях существует еще одна проблема: вместе с изделиями
русских мастеров экспонируется большое количество «польского серебра»,
а иногда - западноевропейские и восточные образцы. Такие коллекции, конечно,
тоже имеют право на существование, если вы собираете, например, «самовары,
бытовавшие в Российской империи до революции», но «русскими самоварами» такое
собрание назвать никак нельзя. Самовары можно коллекционировать по типам
(только рюмки, или банки, или шары, и т.д.), по времени создания
(конец XVIII-начало XIX в., ампир, эклектика. НЭП...), по мастерам
(Маликов, Баташев, Капырзин...), по местности (Урал, Москва, Варшава...).
Да хоть по материалу, объему, высоте! Тема коллекции - отражение индивидуальности
ее хозяина, в этом и состоит уникальность и привлекательность частных собраний.
Частные коллекции выгодно отличаются от государственных тем, что формируются без
идеологического диктата. Они представляют собой некие мостки, по которым время
осуществляет переход от мастера к мастеру, от одного вида творчества к другому,
от эпохи к эпохе. Именно они питают культуру жизненными соками.
Что касается музейных коллекций, то, за редким исключением (музеи самоваров
в Туле и в Касимове, Музей декоративно-прикладного искусства, Исторический
музей, Русский музей), самоварам в них отводится исключительно декоративная
функция. Как правило, они находятся в экспозициях, демонстрирующих быт конкретной
эпохи, и при этом выставляются далеко не самые интересные образцы. Бессистемностью
страдает большинство музейных коллекций самоваров, пополняются они в основном случайно,
а специалистов-историков, изучающих повседневный быт той или иной эпохи,
в стране крайне мало.
Материал использован с разрешения авторов ("Самовары России" С.П. Калиничев, Л.В. Бритенкова, 2010)